Будда не был буддистом
Дзогчен Понлоп РинпочеНабрав в строке поиска «мировые религии», мы увидим, что буддизм присутствует во всех списках. Но делает ли это буддизм религией? Если я буддист, означает ли это, что я автоматически должен быть «религиозным»? Я могу возразить, что буддизм это наука об уме – метод исследования того, как мы мыслим, чувствуем и действуем, который приближает нас к глубинному пониманию, кто же мы на самом деле. Я также могу сказать, что буддизм это жизненная философия – образ жизни, который повышает наши шансы на достижение счастья.
Чем бы ни являлся буддизм в настоящий момент, несомненно, что получен он непосредственно от Будды. Будда напрямую передал наставления своим последователям тысячи лет назад. Эти наставления затем распространялись от странствующих нищих к монастырским университетам, от неграмотных людей к просвещенным знатокам, от склонного к эзотерике Востока к открытому Западу. Но каковы были намерения Будды, когда он давал свои учения?
В самом начале своего духовного поиска принц Сидхартха покинул дворец, оставив все полагающиеся ему богатства и привилегии. Он был полон решимости найти ответы на самые сложные вопросы, встающие перед человеком. Неужели мы рождаемся лишь для того, чтобы страдать, стареть и умирать? Что такое жизнь, и в чем ее смысл? После многих лет экспериментов с разными видами религиозных практик он отказался от аскетизма и собственных представлений о духовном пути, от тех верований и доктрин, которыми руководствовался до сих пор. В конце своего духовного путешествия с помощью одного лишь открытого пытливого ума он нашел то, к чему стремился – великий просветленный ум. Он пробудился от всех помрачений. За пределами всех систем взглядов он увидел глубинную реальность ума – состояние ясного осознавания и высшего счастья. С этим знанием пришло понимание того, как наполнить жизнь смыслом и состраданием. В следующие 45 лет Будда учил своих последователей работать со своим умом: как смотреть на него, как освободить его от ложных представлений, как реализовать его огромный потенциал.
"В действительности вы и есть Будда. Возможно, не полностью действенный Будда, но…Будда,
маленький Будда...Нам следует растить своего внутреннего Будду, своего маленького Будду".
—
Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже
Новая книга Его Святейшества Кармапы посвящена пробле- мам взаимосвязанности. Его Святейшество показывает, как сильно мы можем измениться, если будем относиться к своей жизни как глубоко связанной с жизнью других людей, вместо того, чтобы видеть себя как обособленную и принципиально отдельную от других личность.
Кармапа ченно