10 октября 2011
Что думает Гьялванг Кармапа по поводу акций самосожжения
Кхам охвачен огнём. В этом году уже пятеро тибетских монахов совершили самосожжение в китайской провинции Сычуань, которая является частью исторического тибетского региона Кхам с населением, этническое большинство которого составляют тибетцы. По сообщениям тибетских источников в эмиграции, последний акт самосожжения был совершён на рынке города Аба (по-китайски) или Нгаба (по-тибетски) третьего октября. Во время самосожжения молодой монах по имени Кэлсанг Вангчуг держал над собой фотографию Далай-ламы – духовного лидера Тибета в изгнании, которого официальный Пекин всячески поносит и оскорбляет, а тибетцы глубоко почитают. Вероятно, что подобно другим монахам, совершившим самосожжение, Кэлсанг требовал предоставить жителям Тибетского нагорья, контролируемого китайскими властями, религиозную и культурную свободу, которой они лишены. Нет никаких сведений о его состоянии после того, как представителям местных властей удалось потушить огонь. По меньшей мере двое тибетских монахов скончались в результате подобных протестов в этом году.Недавно во время посещения штаб-квартиры тибетского правительства в изгнании в Дхарамсале на севере Индии я обсудила проблему самосожжения духовных лиц с Кармапой, третьим лицом в тибетской буддийской иерархии. Видимо, он не испытывал желания открыто говорить об этом в присутствии сотрудников индийской службы безопасности и своих тибетских помощников, которые буквально склонились в его сторону, ожидая ответа, и перешёл с тибетского на мандаринский диалект китайского языка, которого никто из его окружения не понимал. Ответ двадцатишестилетнего духовного наставника меня удивил. «Монахи принимают обеты, запрещающие им лишать себя жизни», - ответил он своим спокойным, мягким голосом и добавил: «Хотя, с другой стороны, эти поступки они совершили не ради себя, а ради других людей».
В 1992 году семилетнего мальчика Огьена Тинлея Дордже, жившего в палатке из шерсти яка в восточном Тибете, признали семнадцатым воплощением Кармапы. Это признание стало редким случаем согласия между пользующимися поддержкой китайского правительства монахами и Далай-ламой, вынужденным укрыться в Индия в 1959 году после ужесточения китайских репрессий в Тибете. (Хотя полного согласия по этому вопросу внутри тибетского сообщества не было, поскольку отделившаяся фракция признала Кармапой другого мальчика – Тинлея Тхайе Дордже, чьи помощники дальновидно зарегистрировали домен www.karmapa.org). После своего признания Кармапа бесследно исчез из поля зрения широкой общестенности за стенами тибетского монастыря, в котором наряду с буддийской теологией его обучали достижениям социализма. Тибетцы даже начали бояться, что потеряли его. Но позднее четырнадцатилетний Кармапа, так же как ранее это сделал Далай-лама, совершил побег из Тибета через Гималаи. С 2000 года он проживает в индийском горном местечке Дхарамсала.
Впечатляющий побег наряду с большими запасами китайских юаней, обнаруженными в офисах Кармапы в этом году, навели некоторых индийцев на размышления о том, что, молодой монах в действительности может быть китайским шпионом. Но центральное индийское правительство сняло с него все обвинения относительно этих денег, которые по первоначальным намёкам местных индийских властей будто бы имели смутное происхождение.
Сейчас, когда тибетцы начинают задумываться о своём будущем без Далай-ламы, которому уже 76 лет и который, благодаря своему авторитету, привлек к тибетскому вопросу пристальное внимание мировой общественности, некоторые возлагают свои надежды на Кармапу. Тибетцы в своей жизни в равной мере руководствуются вопросами веры и вопросами национального самоопределения. А значит, после ухода нынешнего Далай-ламы Кармапа может стать основной объединяющей силой, и его роль может быть даже большей, чем роль находящегося в изгнании тибетского политика.
Во время нашей беседы Кармапа тщательно подчёркивал, что он не политик. Тем не менее, в его словах мало надежды, он подчеркивает, что разрешение тибетского вопроса не терпит отлагательств. «Для Тибета настало решающее время», - сказал он. «Мы не можем продолжать борьбу еще на протяжении многих поколений. Если мы лишимся своей культуры и религии, то даже если мы обретём независимость, какой в этом будет смысл?» Несомненно, что совершённое монахами самосожжение в Кхаме свидетельствует о крайней степени отчаяния в сложившейся ситуации. В 2008 году по всему Тибетскому нагорью прокатилась волна бунтов и протестов, но официальный Пекин подавил их железной рукой. Очередная вспышка протестов среди монахов доказывает, что жестокие меры не сломили дух тибетцев. Ситуация в Кхаме может взорваться.
Ханна Бич, Global Spin Blogs
Перевод Юрия Пучко
Источник: www.savetibet.ru
Источник: www.savetibet.ru
"В действительности вы и есть Будда. Возможно, не полностью действенный Будда, но…Будда,
маленький Будда...Нам следует растить своего внутреннего Будду, своего маленького Будду".
—
Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже
Новая книга Его Святейшества Кармапы посвящена пробле- мам взаимосвязанности. Его Святейшество показывает, как сильно мы можем измениться, если будем относиться к своей жизни как глубоко связанной с жизнью других людей, вместо того, чтобы видеть себя как обособленную и принципиально отдельную от других личность.
Кармапа ченно