Что такое Кагью Монлам?
Дословно монлам означает «путь пожеланий». Мон – желание, пожелание, а лам означает путь. От самого начала в буддизме существовала традиция многократного повторения добрых пожеланий, таких например: «Пусть все существа обретут счастье и причины счастья». Будда учил, что такая молитва не только приносит пользу тому, кто ее повторяет, но также влияет на окружающий нас мир и способна изменить его судьбу.
Более того, также как в других религиях, в буддизме мы верим в умноженную многократно силу молитв произнесенных во время собраний. Молитвы читаемые в группе имеют большую силу нежели индивидуальные. Кроме того, каждый из участников тогда собирает такие заслуги, какие собрали все вместе. Особенно, когда мужчины и женщины совместно читают молитвы, это приводит к более быстрому созреванию добрых пожеланий, так как символически присутствуют методы (мужская частица), так и мудрость (женская частица). Поэтому, когда собираются четыре группы: посвященные монахи и монахини, а также светские мужчины и женщины имеющие обеты этики, то без сомнения, все выраженные ими добрые пожелания исполнятся. Поэтому очень полезно принять во время Монлам восемь обетов этики, называемых соджонг.
Традиция Монлам в школе Кагью
Название «Кагью Монлам» зародилось в Тибете около пятисот лет назад, когда VII Кармапа, Чедраг Гьяцо, организовал ежегодное празднование молитв, чтобы поправить в монашеской Сангхе пошатнувшуюся дисциплину обетов, сделать подношения Буддам и Бодхисаттвам, а также укрепить веру местных жителей слышащих об этом событии и прибывающих, чтобы принять участие в молитвах и выслушать учения. В первый месяц по тибетскому календарю, во время торжеств в память о чудесах продемонстрированных Буддой, собрание монахов в количестве превышающим десять тысяч под руководством Кармапы читало написанные им молитвы двадцати частей Монлам. Интенцией этих молитв было счастье для всех существ: собрание ими заслуг, освобождение от страданий, посев семян ведущих к окончательному Освобождению, а также устранение всех помех и ситуаций нарушающих гармонию в мире. Все это создавало фундамент Кагью Монлам, традиции, непрерывно поддерживаемой до наших дней. Точно таким же образом общие собрания Монлам практикуются и в других школах тибетского буддизма.
В 1983 году Калу Ринпоче организовал Монлам в Бодхгайя – месте, в котором Будда Шакьямуни достиг полного, окончательного Пробуждения, чтобы прочитать тысячи повторений Королевы Молитв Добрых Пожеланий (тиб. Сангчё Монлам). Таким образом было положено начало собрания Кагью Монлам на Священной Земле Индии.
В 2004 году ответственность за ежегодные торжества взял на себя Его Святейшество XVII Гьялванг Кармапа. Следуя традиции великих учителей прошлого использующих дхармическую деятельность в соответствии со временем, Его Святейшество усовершенствовал все это событие. Кроме всего прочего создал новый сборник молитв отражающий богатство этой вневременной традиции и придающий мероприятию торжественность. Инициировал перевод молитв на различные языки, ввел много новых мелодий, не таких быстрых как до этого времени и дающих возможность участию людей из многих других стран. Это нынешний Кармапа сделал так, что Кагью Монлам Ченмо – великий ежегодный Монлам в Бодхгайя – стал центральным событием в календаре Кагью. Под деревом Бодхи тогда собирается более пяти тысяч монахов и монашек из монастырей Кагью и еще столько же светских буддистов со всего мира. Больше всего представителей разных стран Дальнего Востока: Тайваня, Гонконга, континентального Китая. Многочисленны корейцы, вьетнамцы, жители Индонезии и Сингапура. Ежегодно присутствует множество представителей практикующих из Европы, обеих Америк и Австралии.
Во время одного из последних Кагью Монлам Его Святейшество сказал, что хотя на исполнение некоторых молитв необходимо ждать три безмерные кальпы, то желание VII Кармапы, чтобы представители разных народов собирались вместе на таких молитвах, исполнилось уже через пятьсот лет!
В этой обновленной форме празднование Монлам приспособленного к нуждам современного международного буддийского сообщества, приносит миру еще большую пользу. Кроме того, многие годы Кагью Монлам проходит в Непале (Катманду), Гонконге, Индонезии, Сингапуре, Малайзии, Польше и Соединенных Штатах (Вудсток, Нью Йорк).
Почему мы читаем молитвы по-тибетски?
Кагью Монлам собирает людей различных национальностей и легче всего, когда все читают молитвы на одном, том же самом языке. Здесь тибетский язык выбран исходя из двух причин.
Во-первых, большинство текстов махаяны изначально было написано на санскрите, считающемся святым языком Дхармы. Для перевода этих трудов был специально создан тибетский алфавит, основанный на буквах санскрита и тибетский язык был сформирован и расширен множеством новых терминов приспособленных к точной передаче идей буддизма. Поэтому тибетский язык имеет очень тесную связь с санскритом.
Во-вторых, буддизм укоренился в Тибете благодаря полной сострадания деятельности Бодхисаттв. Множество молитв читаемых во время Монлам было написано великими тибетскими мастерами являющимися воплощениями Будд или Бодхисаттв. Речитация этих текстов в оригинале, так как они появились в пробужденных умах, несет в себе огромное благословение. Следуя рекомендации Его Святейшества Кармапы, некоторые молитвы, такие как Прибежище или Сутра Совершенной Мудрости, читаются на санскрите.
Какая мотивация должна сопутствовать нашим молитвам?
Иными словами, сотворение в уме добрых пожеланий и выражение их в форме молитв всегда приносит положительные результаты. Поэтому мы стараемся молиться о великих целях. Например, нужно искренне желать: «Пусть прямо сейчас все существа освободятся от страданий!» или: «Пусть я прямо сейчас очищу все свои омрачения и для пользы всех существ достигну состояния Будды!». Если наши пожелания небольшие либо касаются только личной выгоды, то сила молитв исходящих из такой мотивации будет очень ограничена. Но когда наши действия направляет желание принести безграничную пользу себе и другим, когда жаждем совершенного Пробуждения, счастья существ, расцвета Дхармы, мира во всем мире и тому подобное, то сила молитвы становится огромна. Наши желания не должны ограничиваться нашим самолюбием или временными интенциями. Мы должны молится бескорыстно и с чувством ответственности за других существ.
Символика логотипа Кагью Монлам
Его святейшество XVII Гьялванг Кармапа спроектировал этот логотип в 2007 году, как выражение своей близости с природой и особой связи со стихиями.
С самого начала нашего существования на Земле, мы, люди непрерывно ею пользуемся. Земля нас щедро одаривает, однако мы не делаем ничего, чтобы показало, что мы ценим эту щедрость. Не заботимся об окружающей среде, поэтому земля начинает на нас сердиться. Появилось опасение, что Земля от нас отвернется. Но ни Земля, ни живущие на ней существа не должны разлучаться. А наоборот, должны подать друг-другу руки, так говорит Его Святейшество.
Это отображено в рисунке, который напоминает протянутые, соприкасающиеся ладони. Этот знак стал логотипом Кагью Монлам, потому, что во время этих торжеств мы молимся о мире и счастье во всем мире. Логотип Кагью Монлам это символ нашей любви к Земле и необходимости беречь ее. Носить его – значит выражать нашу связь со стихиями и заботу о природе. Так как тело и ум сильно зависят от стихий, этот знак может дать определенную защиту от угроз с их стороны.
По материалам https://www.benchen.org.pl
"В действительности вы и есть Будда. Возможно, не полностью действенный Будда, но…Будда,
маленький Будда...Нам следует растить своего внутреннего Будду, своего маленького Будду".
—
Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже
Новая книга Его Святейшества Кармапы посвящена пробле- мам взаимосвязанности. Его Святейшество показывает, как сильно мы можем измениться, если будем относиться к своей жизни как глубоко связанной с жизнью других людей, вместо того, чтобы видеть себя как обособленную и принципиально отдельную от других личность.
Кармапа ченно