Выступление Его Святейшества Кармапы в Парламенте Конференции Мировых Религий в Торонто 2 ноября 2018 года.
Как представитель тибетского буддизма и, в частности, линии Карма Кагью, насчитывающей 900 лет истории, я бы хотел сегодня воспользоваться возможностями этого Парламента Мировых Религий, созванного в крупном канадском городе Торонто, чтобы передать приветствия всем гостям, друзьям, а также друзьям в Дхарме, собравшимся здесь. Это собрание имеет особое значение, поскольку лидеры мировых религий собрались здесь, чтобы обсудить, как нам стоит заботиться о нуждах мира, и какое мы могли бы предложить служение посредством своей религии.
Я очень разочарован тем, что не могу присутствовать лично в связи с моим физическим состоянием. Так что прежде всего я хочу принести свои извинения в связи с этим. Далее, я хотел бы воспользоваться возможностью сказать несколько слов. В этом мире существуют разные типы людей, некоторые следуют религиям, имеют веру в них, другие — нет. Однако, сейчас наличествует большая потребность в религии, и причина в том, что религиозным людям необходимы традиции, способствующие возрастанию основополагающей ценности человеческой жизни; взращиванию любви, прощения и открытости ума.
Думаю, что религия является не просто привычкой или традицией, по отношению к которой мы должны испытывать веру и преданность. Это нечто, что мы должны использовать в повседневной жизни для развития нашей способности привносить в жизнь позитивные изменения. Таковы были намерения основателей наших религий. И я думаю, нам важно сохранять эту традицию.
В наши дни религия часто используется для борьбы и конфликтов. Потому, полагаю, последователям религий важно собираться вместе для обсуждения, как мы можем распространять истинное значение религии ради защиты живущих от страданий, каким конкретно образом мы могли бы это делать. Поскольку многие используют религию, разъясняя ее некорректно, борьба и конфликты в мире увеличиваются. Вот почему для нас особенно важно способствовать верному пониманию, и практиковать истинную природу религии. Я также верю, что религиозным лидерам важно развивать хорошие личные отношения друг с другом. В связи с этим я посетил многие межрелигиозные собрания; однако просто взращивать диалог по ходу конференций недостаточно. Что я думаю нам необходимо — это прочная, любящая взаимная связь в нашей повседневной жизни. Только когда мы сможем осуществить это, последователи религий обретут возможность справляться со сложностями, с которыми они сталкиваются.
Крайне важная задача 21 века, которой мы должны заниматься, это окружающая среда. Проблемы с окружающей средой серьезно возрастают. Глобальное потепление опасно ширится. Однако результаты исследований, производимых учеными, а также предупреждения, что они выносят, не помогают нам сами по себе. Тот образ жизни, которого мы, будучи людьми, добиваемся, приводит к серьезному воздействию на изменения в климате. Нам нужно пересмотреть и усовершенствовать взгляд на нашу жизнь. Людям необходимо контролировать их бесконечные желания, и религиозные учения невероятно благотворны, и необходимы для осуществления этого.
Поэтому мы, религиозные лидеры, должны работать вместе с учеными, чтобы добиться большего эффекта в деле сохранения окружающей среды. Ученые обеспечивают должный уровень образования, а также информацию, а религиозные лидеры предоставляют методы изменения мотивации, и я вижу, что нам важно совместно прилагать усилия ради окружающей среды.
Кроме того, среди последователей религий, обладающих верой, много женщин. Наша ответственность как религиозных лидеров, защищать их ценности, свободы и права. В нашем обществе существует масса проблем в сфере гендерного равенства, есть и множество проблем внутри религиозных течений, затрагивающих права женщин.
С одной стороны, многие из этих проблем являются социальными обычаями, не имеющими связи с религией как таковой. Однако, эти культурные и социальные привычки воспринимаются как часть религии, что приводит к ограничениям и регрессу в сфере свободы женщин, их счастья и их прав. Мы непременно должны разъяснять эти проблемы очевидным образом. Иногда религиозные учения могут быть модифицированы так, чтобы соответствовать времени. Или же, мы можем использовать наш интеллект, чтобы объяснять их в новом ключе.
Подобные проблемы есть и в буддизме. И это проблемы, за которые последователи религии несут ответственность, особенно религиозные лидеры: защищать с отвагой и силой ума права и свободы женщин, вне зависимости от того, религиозны ли эти женщины, или нет.
Вкратце, мы, религиозные деятели, должны не только поддерживать и сохранять наши собственные традиции. Мы также несем ответственность за мир и счастье во всем мире. Мы не должны забывать о том, что живем на Земле все вместе. Что, однако, часто происходит вместо этого — мы думаем только о том, что творится внутри нашей собственной религиозной традиции. Таким образом вот это ощущение, что мы живем здесь все вместе, уменьшается, по этой причине мы никогда не должны забывать о проблемах, с которыми сталкиваемся как человеческие существа. Мы все живем на этой планете, и наше счастье и страдание взаимозависимы. Мы все их переживаем вместе.
Сейчас наступила эра информации, это время, когда мы все гораздо ближе. Мы и другие не так уж отдалены друг от друга, как мы привыкли думать. Мы являемся частью других, а другие являются частью нас. Мы несем взаимную ответственность друг за друга, мы глубоко связаны. Такова моя молитва, и надежда, что мы рука об руку будем работать ради будущего мира и ради живых существ — не только ради людей.
Завершая, я хотел бы выразить благодарность всем моим друзьям, которые посетили это собрание, и еще раз принести извинения за то, что не смог присутствовать на нем лично.
"В действительности вы и есть Будда. Возможно, не полностью действенный Будда, но…Будда,
маленький Будда...Нам следует растить своего внутреннего Будду, своего маленького Будду".
—
Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже
Новая книга Его Святейшества Кармапы посвящена пробле- мам взаимосвязанности. Его Святейшество показывает, как сильно мы можем измениться, если будем относиться к своей жизни как глубоко связанной с жизнью других людей, вместо того, чтобы видеть себя как обособленную и принципиально отдельную от других личность.
Кармапа ченно