Таи Ситу Ринпоче: Прибежище
Его Высокопреосвященство XII Таи Ситу Ринпоче во многих своих предыдущих инкарнациях был держателем Учений Линии Карма Камцанг. Также и в нынешней инкарнации он принадлежал к числу ближайших учеников Его Святейшества XVI Гьялванга Кармапы. Это ему доверил Кармапа письмо-пророчество касающееся своей очередной инкарнации и в этом письме указал на Таи Ситупу как на своего главного учителя и тем самым на держателя Линии.
Благодаря своим многочисленным путешествиям, Таи Ситу Ринпоче глубоко познал условия жизни на Западе и проблемы беспокоящие наши сообщества. И благодаря этому, простым и доступным образом он может донести до нас традиционные буддийские учения. Предлагаемая здесь лекция Ринпоче состоялась в Вудстоке (США) перед церемонией принятия Прибежища в декабре 1994 года.
Для тех из вас, кто принимает Прибежище впервые, это будет момент, когда вы станете буддистами. Это просто тому подтверждение. Хотя, на самом деле, все живые существа уже являются кем-то больше, чем буддистами. Все обладают природой Будды и по своей сути, в своем потенциале уже являются Буддами. Быть Буддой – это гораздо больше, чем быть буддистом. Но пока существа не распознают в себе этот потенциал, то так и останутся простыми существами и будут блуждать по самсаре можно сказать почти бесконечно. «Почти», потому, что с абсолютной точки зрения каждое существо достигнет Пробуждения, поэтому никто не останется в самсаре навсегда.
Сутью принятия Прибежища является понимание, что природа Будду уже есть в нас, как потенциал, который мы жаждем развить. Поэтому мы идем по следам Будды Шакьямуни, который достиг Освобождения, которое сейчас является нашей целью. Принимаем его учения как свой путь, а его учеников как своих друзей, проводников и спутников на пути к Пробуждению.
На самом деле, для чего мы принимаем Прибежище? Что ж, после этой церемонии мы официально становимся буддистами и, если кто-нибудь вас спросит «Кто ты?», в первую очередь ответите: «Я - человек». На что тот скажет: «Знаю. Но хотелось бы знать, кто ты такой?». И тогда можете ответить: «Я – буддист», а этот кто-то будет удовлетворен, так как ему было интересно, с кем он имеет дело, а так как вы ему объяснили, то он думает: «Ну, теперь я знаю, кто он (она)». И это первый повод, зачем мы участвуем в церемонии.
Вторая причина следующая: В каждом из нас находится потенциал великого Освобождения. Более того, все, что нас окружает имеет в себе потенциал, чтобы стать «средством и методикой» для достижения Пробуждения. Но в этом процессе, процессе извлечения из нашей непросветленной личности просветленного потенциала и достижения абсолютного Освобождения, огромное значение имеет Линия Передачи. Даже если мы уверены, что то, что мы делаем, думаем и говорим, и все то, чем мы занимаемся, на самом деле имеет значение, даже если знаем, к чему приведет результат наших действий, однако конечный эффект зависит от того, придерживались ли мы определенной Линии Передачи. Мы хорошо знаем, что Будда не был профессором, ученым, математиком или историком. И наверняка не был политиком! Учения, которые он провозглашал, были проявлением его Реализации и Освобождения. Они не возникли, как школьная работа или отчет о научных исследованиях. Они выходят за рамки всех возможных ограничений.
И именно поэтому Линия передачи имеет такое значение. Одних только благородных устремлений недостаточно. Необходимо получить настоящую передачу, являющуюся чем-то глубоким и святым. Линия несет в себе настоящее благословение. Это и есть вторая причина, почему мы принимаем Прибежище. После того, как Будда достиг Пробуждения, все его ученики приняли от него Прибежище. А затем дали Прибежище своим ученикам и так вплоть до сегодняшнего дня. Я сам впервые получил Прибежище от Его Святейшества XVI Гьялванга Кармапы, когда мне было восемнадцать месяцев. И с того времени я буддист. Сегодня вы будете участвовать в подобной церемонии и получите передачу, какую я когда-то получил. Благодаря этому вы станете держателями Линии Прибежища.
А сейчас, если речь зашла о деталях, то как вы наверняка знаете, Прибежище принимается в Будде, Дхарме и Сангхе. Будда означает Будду Шакьямуни, который достиг Пробуждения более двух тысяч пятисот лет тому назад в Индии. Дхарма – это его учения, советы и рекомендации. А Сангха – это те, кто получил благословение и передачу этих учения и используют их – практикуют по указаниям Будды, следуют по его примеру.
Принимаем Прибежище в Будде, как конечной цели. (Некоторым не нравится слово «цель», так как считают его слишком двойственным. Можно использовать другой термин, если он будет звучать лучше. Но это будет только разница в формулировках. Пока не достигнем Пробуждения, мы находимся в двойственности, не смотря на то, используем мы эти слова или другие.)
Прибежище в Дхарме означает выбор пути. Мы желаем прийти к такому Пробуждению, которое постиг Будда. Если хотим, чтобы в нашем саду зрели апельсины, то мы должны посадить апельсиновые деревья. Нельзя посадить цветную капусту и ждать когда взойдут апельсины. Так не бывает. Ели мы хотим достичь Пробуждения, то мы должны идти по пути Пробуждения, собрать необходимое количество заслуг и мудрости. И тогда результатом будет Освобождение. Дхарма – это именно тот путь, который указал нам Будда. Принимаем Прибежище в Дхарме, чтобы достичь Пробуждения.
И тогда Прибежище в Будде становится нашей высшей целью, а сам Будда – наивысшим Учителем. Есть еще одна деталь: принятие Прибежища в Будде пробуждает одновременно и наш собственный потенциал. Если бы у нас не было потенциала, чтобы стать свободными, то попытки освободиться были бы бесполезны, бессмысленны и даже глупы. Но по своей природе мы уже Будды. Каждый из нас несет в себе тот наивысший потенциал Освобождения – абсолютной свободы, Пробуждения. Для меня это очевидно.
Не могу припомнить, чтобы встретил кого-либо, кто был полностью удовлетворен реальностью, кто не нашел ничего, на что мог бы пожаловаться. Никого такого я не видел. Не знаю, может вам это удалось. По мне, так наивысшим потенциалом для людей, а также всех существ, является свобода. И ничто для них не будет достаточно хорошо, пока они не дойдут до того абсолютного, безграничного освобождения, каким является состояние Пробуждения. Я абсолютно уверен, что до этого их ничто не удовлетворит. Будут без конца блуждать по самсаре, вечно неудовлетворенные, пока не дойдут до полного Пробуждения. Вы согласны со мной? Не совсем? Ну что ж, наверняка немного да, если уж сюда пришли.
Таким образом, наш наивысший потенциал – это свобода без границ. Поэтому мы так не любим никаких ограничений. Поэтому мы хотим быть независимыми. Наша жажда свободы неисчерпаема! Так как природа не дала нам крылья, мы очень хотим их иметь. Рисуем человечков с крыльями, так как об этом мечтаем, а если бы мы получили крылья, то я в этом уверен, тотчас придумали что-нибудь другое, что можно к ним добавить. Кто знает, может корону. В любом случае, я верю, что природа Будды является наивысшим потенциалом Освобождения. Я это так понимаю и этому учу.
Мы обсудили значения принятия Прибежища в Будде и в Дхарме. Также мы принимаем Прибежище и в Сангхе, потому, что одних только искренних устремлений, даже самых наилучших, не достаточно. Даже если мы искренне практикуем, то совершаем ошибки. Хотя мы честны, мы совершаем ошибки. Поэтому, очень важно опираться на настоящие учения, на слова Будды Шакьямуни, которые не были искажены, которые – передаваемые от учителя ученику – не стали чьей-то субъективной интерпретацией, а идентичны тому, что говорил Будда. Конечно, каждая лекция является определенной интерпретацией, но если она дается учителем из Линии Передачи, то смысл его остается в согласии с Дхармой. Линия Передачи происходящая от Будды Шакьямуни осталась формально и физически непрерывна в течение последних двух с половиной тысяч лет. Поэтому мы принимаем Прибежище в Сангхе. Учимся от Сангхи, пользуемся ее советами и тем, что она нам передает.
Когда мы уже приняли Прибежище, то стараемся его уже придерживаться. Этому служат обеты Прибежища. Они очень просты. Нашей высшей целью должно быть освобождение того, что является нашим наивысшим потенциалом, постижение природы Будды, полного Пробуждения. Таковы обязательства связанные с принятием Прибежища в Будде.
Принятие Прибежища в Дхарме обязует нас тому, чтобы избегать всего, что может ранить или принести вред нам самим, либо другим существам. Мы должны стараться, насколько это возможно. Конечно, будем реалистами! Вначале можно трактовать это слишком наивно и мучиться от того, что сделав один шаг можно иметь последствия. Как и каждое дыхание. С воздухом мы вдыхаем различную маленькую живность. Топчем наших сыновей и дочерей, отцов и матерей, дедах или внуках. Вся земля наполнена живыми существами: большими и маленькими, видимыми и невидимыми. Однако не нужно путать истину относительную и абсолютную. Не беспокоимся, но пробуем поступать наилучшим образом на сколько сумеем и не творим того, что не нужно ни нам ни другим. Стараемся быть внимательными и осознавать то, что говорим, делаем или думаем. С мышлением труднее всего, поэтому оставим здесь себе немного свободы. Но мы можем поработать над тем, что делаем и говорим. Таковы обязательства в связи с принятием Прибежища в Дхарме.
Принятие Прибежища в Сангхе обязывает нас стараться, чтобы быть добрым по отношению к другим существам и давать хороший пример тем, кто каким-либо образом с нами связан. Избегаем тех, кто совершает очень плохие действия, пока не будем уверены, что сможем им помочь не подвергаясь при этом их плохому влиянию. Молимся за них, но физически держимся от них на расстоянии. И только тогда, когда мы будем уверены, что эти люди не в состоянии на нас негативно повлиять, а мы в свою очередь можем сделать их лучше, то тогда мы можем к ним приблизиться. Этот вид внимательности и осознанности ситуации и есть нашим обязательством, когда принимаем Прибежище в Сангхе.
Итог всего этого таков: стараемся изо всех сил с пользой использовать нашу человеческую жизнь и сделать так, чтобы это было наполнено смыслом; любой ценой пробуем сделать все, чтобы достичь полного Освобождения – состояния Пробуждения. Это, как я думаю, самая простая методика поддерживать обеты Прибежища.
Когда я говорю о стремлении к Пробуждению, люди думают о разных вещах. Но хочу представить вам свою точку зрения по этой теме. Итак, если до конца этой жизни я изменюсь к лучшему хотя бы на один процент, то у меня есть шанс в течение ста жизней стать Буддой. Для меня это фантастическая перспектива – в течение ста жизней стану Буддой! Но этот один процент не касается только одного качества – касается всего. Это означает, что у меня большие амбиции, если считаю такие изменения возможными. Так я вижу свои перспективы совершенствования в этой жизни и думаю, что каждый из нас также должен четко себе представлять то, чего он в состоянии достичь в этом воплощении, должен определить направление своего развития и иметь четко определенные, реальные устремления и источники вдохновения – на этом основана истинная зрелость.
В связи с этим необходимо принять искренние, четко определенные и конкретные обязательства. Но с другой стороны наши молитвы не должны иметь ограничений. Я никогда не скажу: «Пусть я в этой жизни стану лучше на один процент». Буду молиться: «…пусть достигну освобождения именно сейчас, пусть достигну освобождения именно на этом месте, пусть достигну освобождения именно во время этой сессии.» Так как это молитва, просьба о благословении и вдохновении. И так как существует вероятность, что для достижения истинного Пробуждения кому-то достаточно менее секунды, то молимся, чтобы все так сложилось, что и с нами это произошло. Также говорим: «Пусть я достигну Пробуждения и каждое существо приведу к этому состоянию». Повторяем эти слова и пребываем в уверенности, что именно так и случится. Номы должны также понимать, что истинная зрелость не появится вот так, случайно или по ошибке. Ни одно из существ не было освобождено по ошибке. Таким образом, как видим, ко всему можно подойти двумя способами, с точки зрения абсолютной или относительной.
Когда уже примете Прибежище, то постарайтесь использовать эту ситуацию как можно лучше. Сделайте так, чтобы это имело для вашей жизни реально какое-то значение. Вы должны высоко ценить обеты, которые вы вскоре получите и придерживаться их. Эти основные обязательства необходимо трактовать на самом деле со всей ответственностью. Но, одновременно необходимо их принимать с радостью. Иногда, когда люди слышат об обязательствах и обетах, случается, что они чувствуют себя подавленными. Но не в этом дело. Это большая честь и вы должны быть счастливы! Участие в этой церемонии должно поднять ваш дух и окрылить. Это важно, чтобы вы имели именно позитивные установки в тот момент, когда будете принимать Прибежище.
Densal 1995, nr 2
Перевод: Агнешка Зых
Русский перевод: Игорь Макаров
по материалам www.benchen.org
"В действительности вы и есть Будда. Возможно, не полностью действенный Будда, но…Будда,
маленький Будда...Нам следует растить своего внутреннего Будду, своего маленького Будду".
—
Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже
Новая книга Его Святейшества Кармапы посвящена пробле- мам взаимосвязанности. Его Святейшество показывает, как сильно мы можем измениться, если будем относиться к своей жизни как глубоко связанной с жизнью других людей, вместо того, чтобы видеть себя как обособленную и принципиально отдельную от других личность.
Кармапа ченно