• карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью • карма кагью •
  • Русский
  •  
  • English

Глоссарий

Авалокитешвара (тиб. - Ченрези)

бодхисаттва сострадания, часто изображается черырехруким.
 

Амдо

одна из провинций Тибета.
 

Амрита

нектар бессмертия, напиток богов; в тантрийских ритуалах часто используют освященный спиртной напиток или фруктовый сок.

Ану-йога

вторая из трех внутренних Тантр, соответствующая восьмой из девяти колесниц. Делает упор на знание (праджню), а не на метод (упаю) и на стадию завершения, а не стадию зарождения. Воззрение Ану-йоги заключается в том, что освобождения достигают путем всё большего привыкания видеть недвойственную природу пространства и мудрости.

Архаты, шестнадцать

ученики Будды, поклявшиеся сохранять Дхарму до прихода Майтреи, грядущего будды.

Ати-йога

третья из трех внутренних Тантр. Согласно Джамгону Конгтрулу Первому, делает упор на воззрение о том, что освобождение достигается благодаря привыканию видеть природу изначального просветления, свободного от принятия и неприятия, надежды и страха. В наше время больше распространено название Дзогчен, «Великое Совершенство».

Атиша (982–1054)

великий индийский учитель, который посетил Тибет; от него ведут начало традиции кадам и гелуг.

Бардо

состояние между смертью и следующим рождением.

 

Баром-кагью

традиция, берущая начало от Дхарма Вангчука из Барома, ученика Гампопы.

Бенчен, монастырь

один из главных монастырей кагью в Нангчене, резиденция Чиме Ринпоче и Тенга Ринпоче, перевоплощений Сангье Ньенпы.

Бодхгая

место, где Будда Шакьямуни достиг полного просветления, расположено в Бихаре, Индия.

Бон

религия, преобладавшая в Тибете до распространения буддизма в IX веке.

Будда

просветленный, или пробужденный: тот, кто полностью освободился от всех заблуждений и достиг совершенства всех благих качеств. Буддой называют совершенного бодхисаттву, который уже достиг полного просветления. Обычно под Буддой подразумевают Будду Шаьямуни, Будду нашей эпохи, который жил в Индии приблизительно в VI веке до н. э. В прошлых эпохах существовали бесчисленные будды, которые показали путь к просветлению. В текущей Благой Кальпе, знаменуемой возникновением и исчезновением человечества, должна быть тысяча будд, четвертый из которых — Будда Шакьямуни.

Будда Шакьямуни

исторический Будда, которого считают главным учителем нашей эпохи.

Будха, Будханатх

место в долине Катманду, где находится Великая Ступа.

Ваджра

символ неразрушимости, алмазной твердости вообще и того, что принадлежит к Ваджраяне, в частности.

Ваджраварахи

будда женского облика, проявление Самантабхадри в изменении самбхогакаи; один из главных йидамов школ сарма, а также дакини мудрости.

Ваджрадхара

будда-дхармакая школ сарма; также подразумевает собственного учителя Ваджраяны или всеобъемлющую природу будды.

Ваджрапани

один из восьми великих бодхисаттв, главный составитель учений Ваджраяны; также его называют Владыкой Тайн.

Ваджрасаттва

будда-самбхогакая, олицетворяющий все пять семейств будд; источник практик очищения.

Ваджраяна

колесница учений Тантры; упражнение в том, чтобы видеть явления как проявление изначальной чистоты. В шести разрядах тантр Ваджраяны эта практика представлена все более непосредственным и глубоким образом. Входными вратами Ваджраяны служит посвящение, которое дает духовный учитель.

Вайроцана

самый лучший, не имеющий себе равных переводчик многочисленных текстов сутр и тантр, живший во времена правления царя Трисонга Деуцена.

Вайрочана

главный будда семейства Татхагаты.

Вангчук Дордже (1556–1603)

девятый Кармапа.

Великий свиток, изображающий сто чудесных деяний

знаменитый «свиток из Цурпу», живопись на шелке времен раннего периода династии Мин, содержит надписи на китайском, тибетском, монгольском, уйгурском и арабском языках. Изображает чудеса, сотворенные Дешином Шегпа, пятым Кармапой в 1407 году, во время его двадцатидвухдневного визита в Нанкин к императору Юнгло (Йонглэ). Император подарил Кармапе знаменитую Черную Корону, которую узрел в видении во время религиозной церемонии.

Великое Совершенство (Дзогчен, Ати-йога)

третья из внутренних Тантр школы нингма. Великое Совершенство — высший из всех восьмидесяти четырех тысяч разделов Дхармы, реализация Будды Шакьямуни как она есть.

Видьядхара

учитель, который обрел реализацию и находится на одной из четырех ступеней тантрийского пути Маха-йоги.

Внутренний жар, блаженство

см. йога туммо.

Воззрение внутренних йог

тело представляется как божество, речь — как мантра, а ум — как самадхи.

Воззрение, медитация и поведение (и плод)

философские установки, практическое их освоение, применение этого понимания в делах повседневной жизни и, наконец, конечный результат этой практики. В каждой из девяти колесниц есть свое определение воззрения, медитации, поведения и плода.

«Восемнадцать тантр Маха-йоги»

восемнадцать важных текстов, переведенных на тибетский язык во времена царя Трисонга Деуцена.

Восемь классов духов

в сутрах упоминаются дэвы, наги, якши, гандхарвы, асуры, гаруды, киннары и махораги. Все они способны получать и практиковать учения Будды. Под восемью классами также подразумевают различные виды мирских духов, которые могут нести и пользу и вред, но для обычных людей остаются невидимыми, к ним относятся: гинг, мара, цен, якша, ракша, мамо, рахула, и нага. На тонком уровне их рассматривают как нечистые проявления восьми разновидностей сознания.

«Восемь учений-садхан»

тантры и садханы восьми главных божеств-йидамов Маха-йоги: Тело — Манджушри, Речь — Лотос, Ум — Вишуддха, Качество — Нектар, Деяния — Килая, Мамо — освобождающая магия, яростные мантры-проклятия и мирские культы.

Всеобщая основа - алайя

исходное состояние ума живого существа; «пространство всеобщей основы» — это пространство исходного бытия.

Гампо, или Дагла Гампо

гора, где жил Гампопа, в юго-восточной части Центрального Тибета.

Гампопа (1079–1153)

снователь всех линий передачи кагью, самый выдающийся ученик Миларэпы, обладавший и высочайшей духовной реализацией, и великими познаниями. Был автором «Драгоценного украшения освобождения». Подробности можно найти в The Life of Milarepa и The Rain of Wisdom, Shambala Publications.

Ганапати

обезьяноликий защитник учений Будды.

Гангток

столица ранее независимого (до 1975 года) королевства Сикким, расположенного между Тибетом, Бутаном, Непалом и Индией.

Ганден

крупный монастырь школы гелуг близ Лхасы, основанный Цонгкапой в 1409 году.

Гаруда

мифическая птица, способная одним взмахом крыльев пролететь из одного конца вселенной в другой. Считается также, что она вылупляется из яйца полностью сформированной и готовой парить в небе.

Гелуг

школа тибетского буддизма, основанная Цонгкапой, реформировавшим традицию Атиши Дипанкары.

Геньен

двадцать один геньен: духи-защитники Дхармы, которых во время своего пребывания в Тибете Падмасамбхава связал клятвой защищать учения Будды.

Геше

буддийский ученый или учитель.

Голодные духи (санскр. прета)

один из шести разрядов живых существ, мучимы собственным кармическим восприятием, заставляющим их безмерно страдать от неутоленных желаний, голода и жжды.

Голок

большая провинция в северо-восточном Кхаме.

Гомпа

монастырь или храмовый зал, связанный с ритодом.

Гомчен

практик медитации.

Гошир

духовное звание, см. тиши.

Гуру Махасукха

«Учитель Великое Блаженство», мирная форма Падмасамбхавы, обычно изображается в головном уборе пандиты и с руками в жесте медитации.

Гуру-йога

заключительная и самая важная часть предварительных практик. Практика обращения за благословениями и слияния собственного ума с умом просветленного учителя.

Гьялванг

«Царь Всех Будд», особый титул некоторых лам, таких, как Кармапа или Другчен.

Дагпо-кагью

синоним всех линий передачи кагью, поскольку Гампопу называли учителем из Дагпо.

Дакини

женское тантрийское божество, которое защищает и хранит учение Тантры.

Девять колесниц

девять постепенных путей школы нингма: шравака, пратьекабудда, бодхисаттва, крия, упа, йога, маха, ану и ати. Представляют собой различные подходы к достижению освобождения и просветления для людей разных способностей и склонностей.

Дешин Шегпа (1384–1415)

пятый Кармапа; творил многочисленные чудеса в Китае и получил от императора Юнгло (Йонглэ) знаменитую черную корону, обратив его в буддизм.

Дерге

большое независимое королевство в Кхаме, некогда занимавшее современные области Джомда, Дерге, Паюл и Сершул.

Держатель ваджры, хранящий три обета

тот, кто соблюдает все три уровня обетов: внешний — нравственные правила, внутренний— упражнения бодхисаттвы и сокровенный — тантрийский уровень видьядхары.

Держатель линии передачи

ученик, который, получив учение или посвящение, реализует заложенный в них смысл и способен передавать их другим. Лама может быть держателем многих линий передачи учения.

Деяния будды

деятельность просветленного, призванная повлиять на других существ и привести их к освобождению и просветлению.

Джамбала, Черный

особое проявление Джамбалы, бога богатства.

Джамгон

«добрый покровитель», титул, которым называют самых великих учителей, например Конгтрула или Другчена.

Джамгон Конгтрул (1813–1899)

он же Лодро Тхае, был предсказан Буддой Шакьямуни в сутре «Царь самадхи» и Падмасамбхавой во многих его терма. Изучил и овладел всеми учениями Будды. Главными учителями были четырнадцатый Кармапа, Ситу Пэма Нингдже Вангпо и Кьенце Великий. Стал учителем Какьяба Дордже, пятнадцатого Кармапы. Известен как совершенный учитель, ученый, писатель, поэт и художник, автор и составитель более ста томов текстов. Среди них более всех известны «Пять сокровищ».

Джово

Джово Ринпоче, или Джово Шакьямуни, статуя в Джоканге, главном храме Лхасы, ранее называвшемся храмом Раса Трулнанг. Считается, что эта статуя была создана при жизни Будды Шакьямуни и освящена лично им.

Дзогчен

иначе называется Великим Совершенством и Ати-йогой. Наивысшие учение ранних переводов школы нингма. Среди древних учителей линии ее передачи Гараб Дордже, Манджушримитра, Шрисингха, Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава и Вайроцана. Многочисленные учения Дзогчена были сокрыты этими учителями как клады-терма и обнаружены на протяжении последующих столетий. Эти учения заключены в устных наставлениях, которые ученик лично получает от учителя, в полной мере обладающего необходимыми для этого качествами. См. также Великое Совершенство.

Дилго Кьенце (1910–1991)

один из пяти непосредственных перевоплощений Джамьянга Кьенце Вангпо. Последователями всех четырех школ считается одним из самых выдающихся учителей тибетского буддизма.

Достославная Медноцветная гора

земная чистая страна Падмасамбхавы.

Драгоценное ожерелье

большое собрание песен чода, созданных третьим Кармапой и зашифрованных Кармой Чагме.

Дрепунг

один из трех главных монастырей школы гелуг, расположенных неподалеку от Лхасы.

Дрикунг

крупное ответвление линии кагью, которое основал Кьобпа Джигтен Сумгон (1143–1217), ученик Памо Друпы.

Дрово

«Березовая долина», резиденция Марпы Переводчика, ныне относится к округу Лходрак в Южном Тибете.

Друбчен

«практика великого свершения»; сложная тантрийская практика, выполняемая группой людей, продолжается непрерывно семь дней.

Другпа-кагью

учения кагью, которые Гампопа передал Лингдже Рэпе через Памо Друбпу.

Другчен

почтительно именуется Другченом Джамгоном. Его монастырь называется Друг Санг-Нгаг Чолинг. Во времена раннего детства Тулку Ургьена Ринпоче воплощением Другчена был Мипам Чокьи Вангпо (1884–1930), главным гуру которого был великий сиддха Друбванг Шакья Шри.

Дюсум Кьенпа (1110–1193)

первый Кармапа, ученик Гампопы.

Дхарма

учение Будды.

Дхармадхату

пространство явлений; таковость, в которой пустота и взаимозависимое возникновение нераздельны; природа ума и явлений, лежащая за пределами возникновения, пребывания и прекращения.

Дхармакая

см. каи.

Дхармараджа

духовный правитель, царь Дхармы.

Дхармата

исходная природа реальности, свободная от форм и ничем не обусловленная природа вещей, которую можно познать в личном переживании.

Еше Цогьял

близкая ученица Падмасамбхавы и составительница его учений.

Защитники Дхармы

существа не из рода людей, обещавшие защищать и охранять учения Будды и их последователей; бывают «мирские защитники», то есть добродетельные сансарные существа, и «защитники, исполненные мудрости» — эманации будд или бодхисаттв.

Йидам

божество в тантрийской практике, им может быть Авалокитешвара или Ваджрасаттва.

Йонгэ Мингьюр Дордже (1628/41–1708)

тертон времен третьего Кармапы, Чойинга Дордже (1605–74).

Кагью

традиция учений, которую в Тибет принес Марпа. Будда-дхармакая Важрадхара передал ее индийским сиддхам Тилопе, Сарахе и другим. Наропа и Майтрипа передали ее тибетскому переводчику Марпе, а тот передал ее Миларепе, Гампопе, Кармапе и другим. Главный упор делается на путь метода — шесть учений Наропы и путь освобождения — наставления Майтрипы по Махамудре.

Кадам, традиция

одна из восьми колесниц практики, которую в XI веке Атиша Дипанкара принес из Индии в Тибет.

Кадампа

последователь традиции кадам.

Каи

три каи: дхармакая, самбхогакая и нирманакая. Дхармакая — это «тело» просветленных качеств, свободное от построений, подобно пространству. Может быть или аспектом переживания йогина, или окончательным просветлением. Самбхогакая — это совершенный образ будды в полях будды, наделенный «большими и малыми знаками». Нирманакая — это воплощения, призванные влиять на живых существ и приносить им благо.

Кайлаш

священная гора в Западном Тибете.

Калачакра

«Колесо времени», тантра и одна из систем Ваджраяны, которую передавал сам Будда Шакьямуни. Раскрывает взаимосвязь между внешним миром, материальным телом и умом.

Калимпонг

город в северной Индии неподалеку от Дарджилинга, древнее место торговли между Калькуттой и Лхасой.

Камни мани

камни с вырезанными или высеченными мантрами Авалокитешвары: ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ. Их часто делают по поручению какого-либо верующего человека, дабы увеличить заслуги живого или умершего, и помещают там, где другие люди могут получить пользу, увидев их или обойдя вокруг.

Кангьюр

переведенные слова Будды: сто три или сто четыре тома текстов тибетского канона, в которых содержатся слова самого будды Шакьямуни.

Кандро Ченмо

Великая Дакини из Цурпу, супруга пятнадцатого Кармапы. Ее перерождение, Кандро Ринпоче, живет в Индии, в Химачал-Прадеше, но дает учения по всему миру.

Карма Лингпа (XIV в.)

тертон, известный главным образом тем, что обнаружил текст «Великое освобождение благодаря слушанию в бардо», ныне ставший популярным под заглавием «Тибетская книга мертвых».

Карма Пакши (1204–1283)

второй Кармапа и, следовательно, первый тулку Кармапы.

Карма Чагмей (1613–1678)

великий святой и тертон, принадлежал и к школе нингма, и к школе кагью. Его монастырем был Ньедо (Немдо) Таши Чолинг в Чамдо. Известен своим произведением «Союз Махамудры и Дзогчена».

Карма, гора

священная гора к югу от Нангчена, на пути в Чамдо.

Кармапа

линия перерождения Кармап. Чокгьюр Лингпа предсказал имена первых двадцати пяти. Нынешний Кармапа — семнадцатый.

Катманду

столица Непала.

Кхенпо

образованный учитель в монастыре или тот, от кого принимают монашеские обеты.

Кхенчен

великий ученый (кенпо): звание, присваиваемое только учителям чрезвычайного уровня учености.

Килая

кинжал, используемый в тантрийских ритуалах, обычно с трехгранным лезвием.

«Кинжал семеричной глубины»

Сабдун пурпа, принадлежит к циклу Килаи, одному из семи собраний откровений из «Семеричной глубины», учения-терма, обнаруженного Чокгьюром Лингпой. «Кинжал» — это Килая. Эту практику выполняли в Цурпху.

Коренной гуру

ваджрный учитель, который дарует посвящение, дает передачу-лунг или объясняет смысл тантр. У практика Ваджраяны может быть несколько разновидностей коренного гуру. Наивысший коренной гуру — тот, кто дает указующее наставление, благодаря которому ученик узнаёт природу ума.

Кунсанг тугтиг («Сердечная сущность Самантабхадры»)

собрание учений-терма, обнаруженных Чокгьюром Лингпой. Главное внимание в них уделено мирным и гневным божествам как стадии зарождения и практикам трегчо и тогал как стадии завершения.

Кхам

некогда независимое королевство к востоку от Чамдо, включало в себя Нангчен, Дерге Амдо и Голок. Ныне занимает часть ТАР (Тибетского Автономного Района), а также провинций Юннань, Цинхай и Сычуань. Нетибетцы называют Кхам Восточным Тибетом.

Кхампа

житель Кхама.

Кюнгпо Налчжор (1002–1064)

тибетский учитель, принесший из Индии учения, которые потом стали известны под названием шангпа-кагью, а потому считается основателем этой линии. Ученик женщины-сиддхи Нигумы.

Кюнгпо, область

в настоящее время относится к округу Тенчен, к югу от Нангчена, между Чамдо и Лхасой. Кюнгпо — название района в Кхаме, означающее гаруда.

Кюнгпо, род

из этого же рода происходил Миларепа. Представители этого рода правили Западным Тибетом во времена древнего царя Сонгцена Гампо.

Кьясу Тертон

открыватель учений-кладов из рода Кьясу. К этому роду принадлежал Чокгьюр Лингпа. Одну из стен дворца Кьясу все еще можно увидеть на расстоянии часа ходьбы от монастыря Цечу в Нангчене.

Ладакх

трана к западу от Тибета, к северу от Кашмира, ныне входит в состав Индии.

Ламдрэ

«путь и плод», чрезвычайно важные учения традиции сакья, которые пришли от индийского учителя Вирупы.

Ламрим еше нингпо

спонтанная песня Падмасамбхавы, содержащая смысл всего буддийского пути к просветлению, и особенно Ваджраяны. Комментарий к ней называется «Свет мудрости».

Лингпа

звание, которым обычно награждают открывателя учений-кладов. Например: Сангье Лингпа, Ратна Лингпа, Чокгьюр Лингпа.

Лонгчен нингтиг

«Сердечная сущность великого пространства»: терма ума, открытое великим ученым и практиком Джигме Лингпой, мистическое учение, переданное ему Лонгченпой. Линия передачи школы нингма. См. Masters of Meditation and Miracles: Lives of the Great Buddhist Masters of India and Tibet, Tulku Thondup, Shambala Publications, 1999.

Лонгченпа (1308–1363)

великий учитель линии передачи и писатель из школы нингма, перерождение царевны Пэма Сал, дочери царя Трисонг Деуцена, которому Гуру Ринпоче вверил свою линию передачи Дзогчена — Кандро нингтиг. Его единогласно признают самым важным автором текстов по учению Дзогчен. Среди его сочинений «Семь великих сокровищ», «Три трилогии» и его комментарии к Нингтиг ябжи. Поле подробное описание его жизни и учений содержится в книге Тулку Тондуба Ринпоче Buddha Mind, Snow Lion Publications, 1989.

Лоцава

переводчик текстов канона, обычно работал вместе с индийскими пандитами.

Лхаса

столица Тибета.

Львиноликая Дакини (Сингхамукха)

одно из главных божеств, отвращающих препятствия и вредоносные силы.

Манасаровар, озеро

знаменитое озеро, место паломничества близ горы Кайлаш на западе Тибета.

Мандала

«центр и окружение»: обычно божество со своей свитой. Часто мандала — это символическое графическое изображение мира того или иного тантрийского божеств.

Манджушри

один из восьми бодхисаттв, олицетворение совершенства запредельного знания.

Маннаг

область на северо-западе Непала.

Мара

демон, или препятствие: всё, что отвлекает практика от Дхармы и стремления к непреходящему счастью и освобождению.

Маратика

священная пещера, где Падмасамбхава и Мандарава достигли бессмертия; ныне считается, что она находится на юго-востоке Непала.

Марпа (1002/12–1097)

великий основатель традиции кагью. См. Life of Marpa the Translator.

Мастер ваджры

знаток ритуалов и смысла Ваджраяны, от которого ученик получает учение и посвящение Тантры; также может подразумевать человека, ведущего тантрийский ритуал.

«Мать Праджняпарамита»

двенадцать объемистых томов текстов Праджняпарамиты, одной из самых известных сутр Махаяны.

Маха-йога

первая из трех внутренних Тантр школы нингма. Делает упор на практику садхан и воззрение, согласно которому освобождение достигается благодаря постепенному постижению нераздельности двух высших истин — чистоты и равенства. Чистая природа скандх, аятан и дхату — это будды и бодхисаттвы мужского и женского облика. В то же самое время, все явленное и сущее имеет равную природу пустоты.

Маха-йога, Ану-йога, Ати-йога

три внутренние тантры школы нингма, глубокие методы пробуждения к состоянию будды за одну жизнь.

Махакала

один из главных охранителей Дхармы, гневная форма Авалокитешвары.

Махамудра

букв. «великий символ»; одна из самых непосредственных практик для постижения своей природы будды; система учений, составляющая основу воззрения практики Ваджраяны согласно сарма, или новым школам, —
кагью, гелуг и сакья, — как Дзогчен составляет основу школы нингма.

Махаяна

«большая колесница; слова «большая» и «малая» подразумевают масштабы устремления, применяемых методов и глубины постижения. Главное в практике Махаяны — обет бодхисаттвы освободить всех живых существ с помощью сострадания и постижения пустоты.

Мачиг Лабдрон (1055–1153)

великая женщина-учитель и воплощение Еше Цогьял. Была основательницей практики чод — отсечения привязанности к «я». Имя Мачиг Лабдрон означает «Единственная Мать — Светоч Дхармы».

Метод и освобождение

если говорить о школе кагью, подразумеваются «Шесть учений» Наропы и Махамудра.

Миларепа (1040–1123)

один из самых знаменитых йогинов и поэтов в духовной истории Тибета. От него пришли многие из учений школы карма-кагью. См. The Life of Milarepa и The Hundred Thousand Songs of Milarepa. Его имя означает «Мила, одетый в хлопок».

Миндроллинг

один из двух главных монастырей школы нингма в Центральном Тибете (основан Тердагом Лингпой в 1670 году), второй монастырь — Дордже Драг.

Мир Брахмы

небеса бога Брахмы в мире форм.

Мирные и гневные божества

сорок два мирных и пятьдесят восемь гневных божеств, олицетворяющих основные качества природы будды, осуществляющееся на пути преображение сансарных свойств и совершенные достоинства полного просветления. Практика, связанная с их мандалой, очень распространена в традициях нингма и кагью.

Мудра

священный жест, символический жест рук.

Муруб, царевич

второй сын царя Трисонга Деуцена, близкий ученик Падмасамбхавы; достиг просветления и принял обет возвращаться, чтобы открывать учения-клады Лотосорожденного Гуру; впоследствии родился как Чокгьюр Лингпа.

Нага

могущественные змееподобные существа, населяющие воды и часто сторожащие огромные сокровища. Наги принадлежат наполовину к миру животных, наполовину — к миру богов. Обычно выглядят как змеи, но могут принимать облик людей.

Наги-гомпа

ритод Тулку Ургьена Ринпоче на северном склоне долины Катманду.

Намкай Нингпо (VIII в.)

один из двадцати пяти близких учеников Лотосорожденного Гуру.

Нангсисилнон (Покоритель Всего Явленного и Сущего)

одно из имен Падмасамбхавы.

Наропа

сиддха из Индии, главный ученик Тилопы и учитель Марпы в линии передачи кагью. См. Rain of Wisdom и the Life of Marpa.

Нгагпа

практик Ваджраяны; не носит монашеской одежды, отпускает длинные волосы и может жениться.

Нгари

провинции в западной части Тибета.

Недвойственная ригпа

(особенно в контексте указующих наставлений относительно просветленного ума) состояние сознания, полностью свободное от неведения и двойственных представлений о воспринимающем и воспринимаемом. Вследствие этого оно свободно и от эмоций, проистекающих от привязанности к своему «я», а также от создания неблагой кармы. Узнавание этой недвойственной ригпа и освоение ее — главное достижение и в Дзогчене, и в Махамудре.

«Неистощимое ожерелье из молний»

призывание, обращенное к охранителям Дхармы, особенно к тем, кто защищает учения Дзогчена.

Немедитация

четвертый из четырех уровней Махамудры. Более подробно см. Dakpo Tashi Namgyal, Clarifying the Natural State, Rangjung Yeshe Publications.

Ненанг

монастырь Паво Ринпоче в Центральном Тибете, в 60 километрах от Лхасы по дороге в Цурпху.

Нендо (Ньедо)

одно из ответвлений линии карма-кагью, берет начало от Кармы Чагме. Главный монастырь (Немдо) Таши Чолинг) находится в Чамдо к югу от Нангчена.

Нингма кама

устные передачи старой школы: пятьдесят шесть томов расширенного издания, выпущенного Дуджомом Ринпоче. Большинство текстов посвящено трем внутренним тантрам.

Нингма, школа

учения, которые принесли в Тибет и перевели на тибетский язык в основном такие великие учителя, как Падмасамбхава, Вималамитра, Шантаракшита и Вайроцана, главным образом во времена правления царя Трисонга Деуцена и в последующий период вплоть до Ринчена Сангпо, жившего в IX веке. Две главные разновидности передачи — это кама и терма. Практики основаны как на внешних, так и на внутренних тантрах, причем упор делается на внутренние тантры Маха-йоги, Ану-йоги и Ати-йоги.

Нингтиг

«сердечная сущность», обычно подразумевается сокровенный аспект учений Дзогчен, например наставления Вималамитры и Падмасамбхавы.

Новые школы поздних переводов

см. школы сарма.

Обет бодхисаттвы

обещание привести всех живых существ к освобождению и просветлению.

Обеты трех уровней

см. держатель ваджры, хранящий три обета.

Ом мани пэмэ хум

известная мантра Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания.

Открыватель учений-кладов

см. тертон.

Отсутствие «я»

подразумевается, что кажущееся реальным «я» человека или явления невозможно обнаружить как постоянную, неделимую и независимую сущность.

Падмасамбхава

Лотосорожденный Гуру, который в VIII веке принес в Тибет Ваджраяну. Также его называют Гуру Ринпоче: «драгоценный учитель». Более подробно о жизни этого учителя см. The Lotus-Born.

Палпунг

большой монастырь школы кагью в Дерге, Кхам; резиденция перерождений Ситу; основал Ситу Чокьи Чжунгнэ в 1717 году. Новый монастырь Палпунг построен двенадцатым Тай Ситу в Северной Индии.

Пандита

ученый, знаток буддийской философии.

Панчен-лама

линия перерождений настоятелей монастыря Ташилхунпо, основанного во времена пятого Далай-ламы. Первым Панчен-ламой был Лобсанг Чогьен (1570–1662).

Патрул Ринпоче (1808–1887)

один из самых выдающихся учителей своего времени, был известен не только своими знаниями, но и являл пример отречения и сострадания. Среди его самых знаменитых сочинений «Слова моего всеблагого учителя» (Кунсанг ламей шеллунг) и его комментарий к «Трем словам, бьющим прямо в цель» (Цигсум нэдег), квинтэссенции учений Дзогчена.

Передача

непосредственное наделение знанием, даруемое учителем ученику; не прерываясь на протяжении веков.

Передача-лунг

разрешение изучать текст, которое получают, выслушивая его чтение вслух.

Письмена дакини

зашифрованный текст, символическое письмо, письменность, используемая дакини.

Пхова

тантрийская практика выброса сознания через темя в момент смерти, чтобы достичь рождения в мире будды. Часто сопровождается зримыми знаками успеха.

Понлоп Ринпоче

линия перерождения учителей, связанных с монастырем Дзогчен в Кхаме. Шестой Дзогчен Понлоб Ринпоче — Тубтен Джигдрал Цеванг Дордже (1925–62) был братом шестнадцатого Кармапы.

Посвящение

наделение силой или правом практиковать учения Ваджраяны, обязательное условие для тантрийской практики. Посвящение дает возможность управлять собственными ваджрным телом, ваджрной речью и ваджрным умом и право видеть образы как божества, слышать звуки как мантру и воспринимать мысли как мудрость.

Потала

знаменитый дворец Далай-лам и самая главная достопримечательность Лхасы.

Поток ума

поток сознания индивида; как и речной поток, не неизменен, но и не может быть прерван.

Праджняпарамита

запредельное знание; учения Махаяны о постижении пустоты, запредельном представлениям о субъекте, объекте и действии; связаны со вторым поворотом колеса Дхармы. Поскольку Праджняпарамита устраняет самые тонкие помрачения, это знание часто называют Матерью всех Будд.

Практика долгой жизни

практики восстановления жизненной энергии, пришедшей упадок и иссякнувшей, что влечет за собой болезни, старение и смерть.

Практика йидама

упражнение в том, чтобы воспринимать все зримое как божество, звуки — как мантру и мысли — как самадхи.

Предварительные практики, четыре по сто тысяч (четыре основы)

традиционная основа продвижения практика Ваджраяны: прибежище и обет бодхисаттвы, повторение мантры Ваджрасаттвы, подношение мандалы и гуру-йога — каждая из этих практик повторяется сто тысяч раз.

Предметы терма

потаенные клады многих разновидностей: тексты, ритуальные принадлежности, священные останки и природные объекты.

Прибежище

источник защиты, оплот веры, объект поддержки.

«Призывание гуру издалека»

знаменитая молитва, написанная Джамгоном Конгтрулом.

Природа ума

то же, что сущность ума и природа будды; следует отличать от мыслящего ума (сем), который имеет отношение к рассудочному мышлению, опирающемуся на неведение. Природа ума — исходное пространство, в котором рождаются и пребывают мысли.

Пробужденность, изначальная, ясная (еше)

врожденная способность познавать и способы ее функционирования как пять мудростей.

Пустота

отсутствие независимого истинного бытия у явлений и личного «я».

«Путь бодхисаттвы»

знаменитое сочинение индийского учителя Шантидэвы о практике и реализации в Махаяне.

Радужное Тело

в момент смерти практика, который благодаря практике Дзогчена тогал достиг исчерпания всех двойственных привязанностей, пять грубых элементов, составляющих материальное тело, растворяются, возвращаясь в
свою сущность — пятицветный свет. Иногда от тела остаются только волосы и ногти.

Ралпачен

великий духовный правитель и внук Трисонга Деуцена, также известен как третий из дхармараджей, упрочивших буддизм в Тибете.

Рамоче

храм в Лхасе; в нем находится одна из двух самых знаменитых в Тибете статуй Будды.

Ратна Лингпа (1403–1478)

один из главных тертонов, терма которого и поныне практикуют в Нангчене.

Ригпе Дордже (1924–1981)

шестнадцатый Кармапа, ученик одиннадцатого Ситу и Карсе Конгтрула; основал много монастырей и центров Дхармы за пределами Тибета и сделал очень многое для сохранения учений Будды.

Ригпэй цал ванг

посвящение, позволяющее практиковать Дзогчен или Махамудру. Иногда так называют также стадию реализации, достигаемую благодаря практике Дзогчена.

Рингсел

пилюли, шарики: крошечные жемчужины, которые часто находят в пепле после кремации выдающихся людей и великих практиков медитации.

Ринпоче

«Драгоценность»: почтительное обращение к своему гуру, настоятелю или буддийскому учителю.

Роланг

оживший труп. Верят, что это невероятное воскресение объясняется вселением в мертвое тело некоего существа, а не возвращением к жизни самого умершего.

Румтек

главная резиденция линии карма-кагью, основана шестнадцатым Кармапой в Сиккиме, Индия.

Садхана

метод свершения; тантрийский ритуал и процесс практики. Типичная структура садханы предполагает предварительную часть, в том числе принятие прибежища и зарождение бодхичитты, главную часть, включающую в себя визуализацию того или иного будды и повторение мантры, и заключительную часть: посвящение заслуг всем живым существам.

Сакья Пандита (1182–1251)

Кунга Гьялцен, знаменитый ученый и тибетский государственный деятель; предотвратил вторжение монголов (1244), обратив в буддизм императора Годан-хана.

Сакья, монастырь

одна из главных резиденций школы сакья в Центральном Тибете.

Сакья, школа

одна из четырех главных школ буддизма в Тибете; начала существование в XIV веке, когда Дрогми Лоцава (993–1050), ученик индийского учителя Вирупы, принес свои учения в Тибет.

Самадхи

состояние неотвлекаемого сосредоточения или медитации; в Ваджраяне может подразумевать и стадию зарождения, и стадию завершения.

Самайя

священные обеты, заповеди или обещания в практике Ваджраяны. По сути, заключается в сохранении гармоничных отношений с ваджрным учителем и ваджрными братьями и сестрами и в непрерывном продолжении практики.

Самантабхадра

изначальный будда, который пробудился к просветлению за много кальп до того, как образовался этот мир. Родоначальник учений Дзогчена.

Самье

храмовый комплекс и монастырь в Центральном Тибете, основанный Падмасамбхавой, царем Трисонгом Деуценом и Шантаракшитой; центр традиции ранней передачи.

Сангва Еше

(Тайная Мудрость), просветленная дакини.

Сангха

община практиков, обычно монахов и монахинь или тантрийских практиков-нгагпа, отличающихся своими длинными волосами, белыми юбками и полосатыми накидками.

Сансара

«круговорот бытия», «порочный круг», «колесо рождения и смерти» в шести мирах. Характеризуется страданием, непостоянством и неведением. Состояние обычных живых существ, подвластных неведению и двойственному восприятию, карме и клешам (эмоциям, удручающим ум). Также означает обычную реальность, бесконечную череду проявления неудовлетворенности и страдания, порождаемую кармой.

Сарма, школы

новые школы: кагью, сакья и гелуг, а также шичже и чод, чжордруг, шангпа-кагью и ньендруб (Калачакра).

Сарнатх

священное место близ Варанаси, где Будда Шакьямуни дал свое первое учение о четырех благородных истинах.

Сваямбху

одна из трех главных ступ в долине Катманду.

Сиддха

«свершивший», практик, который обрел духовную реализацию.

Сиддхи

духовное свершение; знаками свершения служат способность ясновидения, чудотворные силы и умение развивать внутренний жар — туммо.

Сикким

независимое (до 1975 года) королевство в Гималаях, между Непалом и Бутаном.

Символы просветленных тела, речи и ума

статуи, тексты и ступы, которые ставят на алтарь.

Ситу Пема Вангчук Гьялпо (1886–1953)

возведен на трон пятнадцатым Кармапой, учился у Джамгона Конгтрула и великого ученого Женга. Позднее возвел на трон и даровал передачу линии кагью шестнадцатому Гьялвангу Кармапе — Рангчжунгу Ригпе Дордже.

Ситу Пема Ниндже Вангпо (1774–1853)

девятый Тай Ситу, коренной учитель Джамгона Конгтрула Великого.

Ситу Чокьи Чжунгне (1700–1774)

восьмой в линии перерождений Ситу; великий ученый и провидец, врач и художник; в 1727 году основал Палпунг.

Скороходство

йогическая способность чрезвычайно быстрого передвижения пешком, достигаемая благодаря умению управлять потоками внутренней энергии.

«Собрание тантр нингмы»

Нингма гьюбум, букв. «Сто тысяч тантр нингмы». На вэбсайте Виргинского университета перечисляется примерно 338 заглавий «Собрания тантр древних школ».

Согьял Ринпоче

воплощение тертона Лераба Лингпы, живет во Франции, автор книги The Tibetan Book of Living and Dying.

Сонгцен Гампо, царь (627–698)

ервый великий дхармараджа, который подготовил почву для передачи учений; считается воплощением Авалокитешвары. Взял в жены царевну Бхрикути из Непала и царевну Вэн Чень из Китая, причем каждая из них привезла в Лхасу священную статую Будды Шакьямуни. Сонгцен Гампо построил первые в Тибете буддийские храмы, ввел свод законов, основанных на принципах Дхармы, и повелел своему советнику Тонми Самбхоте разработать тибетское письмо. Во времена его правления началась работа по переводу на тибетский буддийских текстов.

Состояние будды

состояние истинного и полного просветления, наделенное способностью помогать бесчисленным существам.

Сосуд для ракты

священная принадлежность тантрийских ритуалов.

«Спонтанное исполнение желаний»

терма Чокгьюра Лингпы, в котором содержится одноименная молитва Падмасамбхаве.

Сто мирных и гневных божеств

сорок два мирных и пятьдесят восемь гневных божеств, часто имеют отношение к посмертному переживанию состояния бардо. Подробности в Liberation Through Hearing in the Bardo.

Ступа

куполообразное сооружение, служащее хранилищем священных останков Будды или совершенного учителя.

Сумеру, гора

мифическая гора гигантских размеров в центре нашей мировой системы, окруженная четырьмя континентами. Обитель богов мира желаний. Вокруг — цепь гор поменьше, озера, континенты и океаны. Возвышается на восемьдесят четыре йоджаны [примерно 200 км] над уровнем моря. Наш современный мир расположен на южном континенте и называется Джамбудвипа.

Сурманг Тентрул

высокообразованный и совершенный учитель из монастыря Сурманг Намгьял Це, позднее передал шестнадцатому Кармапе большинство «Новых сокровищ».

Сурманг, монастырь

в «Блистательном величии» подразумевается Намгьял Це в восточном Нангчене, близ монастыря Цикей.

«Сутра великого собрания» (До гонгду)

основополагающая тантра Ану-йоги.

Сутра и Тантра

под Сутрой подразумеваются учения Хинаяны и Махаяны, а под Тантрой — учения Ваджраяны.

Сутра, система

в отличие от эзотерических учений Тантры, экзотерические учения, относящиеся к Хинаяне и Махаяне, в которых путь рассматривается как причина просветления.

Сутры Праджняпарамиты

учения, описывающие постижение, запредельное знание, и другие практики бодхисаттвы, а также присущее Будде состояние просветления, исполненное всеведения. Эти сутры бывают разной степени подробности:
самая краткая - это знаменитая «Сутра сердца», которую обычно заучивают наизусть все монахи, а самая длинная — «Сто тысяч», составляющая двенадцать больших томов.

Сущность ума (природа ума)

«показать сущность ума»: главная цель «указующих наставлений» заключается в том, чтобы сделать для ученика очевидным то, что он знает и обдумывает, — не как теорию, а как непосредственное переживание. См. указующие наставления.

Сущность, природа и энергия

согласно системе Дзочена, три аспекта природы будды. Сущность — это изначально чистая мудрость пустоты. Природа — мудрость спонтанного присутствия, способности познавать. Энергия — всеобъемлющая мудрость нераздельности. В конечном счете, это суть Трех Корней, Трех Драгоценностей и трех кай.

Таклунг Цетрул

лама из монастыря Таклунг.

Такцанг

Логово Тигра, священное место Падмасамбхавы, находится над долиной Паро в Бутане.

Тана

монастырь в Нангчене, первоначально принадлежавший школе ерпа-кагью, это название, которое означает «уши коня», объясняется формой горных вершин над монастырем; место захоронения Гесара Лингского.

Тангка

священное изображение на ткани, свиток.

Тантра, система

канонический текст, в котором Будда учил Ваджраяне в своем облике самбхогакаи. Истинный смысл слова тантра — «непрерывность», неотъемлемая природа будды, которая называется «тантра выраженного смысла». Общий смысл слова тантра — исключительные тексты-тантры, называемые также «тантры выражающих слов». Это слово может также обозначать в целом все учения Ваджраяны о плоде.

Тантрийские украшения

ювелирные украшения и шелковая одежда для мирного божества и костяные украшения для гневного божества.

Тантрик

тот, кто получил посвящение, постоянно выполняет практику, соблюдает обеты; может быть монахом, но обычно это название подразумевает мирянина.

Тантры Маха-йоги

в первую очередь восемнадцать основных тантр, которые ныне содержатся в Нингма гьюбум. Главная из них — Гухьягарбха-тантра.

Тело мудрости

эфирное тело, не имеющее ограничений материального тела.

Тенга Ринпоче

учитель из монастыря Бенчен в Нангчене.

Терма

передача, осуществляемая через учения-клады, сокрытые главным образом Падмасамбхавой и Еше Цогьял, дабы тертон обнаружил их на благо будущих учеников в надлежащее время. Одна из двух главных традиций
школы нингма (второй является кама); как считается, будет продолжаться даже после того как исчезнет Виная Будды.

Терма земли

откровение, опирающееся на материальную субстанцию, часто имеет вид письмен дакини, ваджры, изваяния и т. д. См. также терма ума.

Терма ума

открытие, сделанное непосредственно в уме великого учителя и не требующее обнаружения материального терма. Учения, обнаруженные таким образом, были помещены в «неразрушимое тигле» в то время, когда этот учитель в своей прошлой жизни был одним из учеников Падмасамбхавы.

Тертон

открыватель учений-кладов, сокрытых главным образом Падмасамбхавой и Еше Цогьял.

Тилопа

великий индийский сиддха, учитель Наропы и основатель традиции кагью.

Тиши

наставник императора; китайский титул, отмечающий самый высокий духовный статус. Ниже тиши — два учителя в ранге пакши, а каждый пакши руководит двумя сановниками в должности гошир.

Толу, долина

место в Центральном Тибете, где находится Цурпху, около 70 километров к западу от Лхасы.

Торма

предмет, используемый в тантрийских ритуалах; также подношение пищи охранителям Дхармы или слабым духам.

Трангу, монастырь

один из главных монастырей школы кагью в Нангчене, резиденция воплощений Тралега Джамгона и Трангу Ринпоче.

Три внутренние Тантры

Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога.

Три каи состояния будды

дхармакая (тело просветленных качеств), первая из трех кай, свободна от построений и подобна пространству. Самбхогакая (тело совершенного блаженства) — полупроявленная форма будд, наделенная пятью совершенствами: учителя, учеников, места, учения и времени; может быть воспринята только бодхисаттвами десяти ступеней. Нирманакая (явленное тело, или образ волшебного проявления) — аспект просветления, который могут воспринимать обычные существа.

Три Корня

Гуру, Йидам и Дакини. Гуру — это корень благословения, Йидам — корень свершения, а Дакини — корень деяния. Им соответствует три разновидности практик-садхан.

Тулку

воплощение, проявление духовных качеств предшественника.

Туммо, йога

практика развития блаженного внутреннего жара для очищения тонкого ваджрного тела, исчерпания помрачений и достижения реализации. Одно из «Шести учений Наропы», практикуется в основном в традиции кагью.

Тэнгьюр

собрание переведенных на тибетский язык индийских комментариев к учениям Будды, вторая часть Тибетского Канона в 213 томах.

Уддияна

страна к северо-востоку от Древней Индии, где на цветке лотоса родился Падмасамбхава.

Указующие наставления

прямое введение в природу ума, имеет первостепенную важность в Дзогчене и Махамудре. Коренной гуру дает их ученику, чтобы тот узнал природу ума.

Учителя линии передачи

учителя, через которых были переданы те или иные учения или посвящения.

Хаягрива

тантрийское божество, изображаемое с конской головой в его пылающих волосах; гневный аспект Будды Амитабхи. Тождествен Падма-херуке, Лотосной Речи, из «Учений восьми садхан».

Херука

гневное божество, например Хаягрива или Ваджракилая.

Хинаяна

путь, в котором упор делается на размышление о четырех благородных истинах и двенадцати звеньях зависимого возникновения, практике, приносящей освобождение от круговорота бытия, сансары.

Царь Джа

индийский царь, приблизительно через сто лет после ухода Будды получивший восемнадцать тантр Маха-йоги, которые упали на крышу его дворца. Линия передачи этих учений продолжается до сего дня.

Царь Ньятри

первый правитель Тибета, занимал трон в 247 году до н. э.

Царь Трисонг Деуцен (790–844)

второй великий дхармараджа Тибета, Пригласил в Тибет Падмасамбхаву, Шантаракшиту, Вималамитру и многих других буддийских учителей. Построил Самье, большой монастырь и центр обучения, скопированный с Одантапури. Учредил буддизм как государственную религию Тибета. Во времена его правления были посвящены в сан первые монахи. Собрал пандит и лоцав для перевода священных текстов и создал центр обучения и практики. Среди его последующих воплощений — Ньянг Рал Нима Осер (1124–1192), Гуру Чованг (1212–1270), Джигме Лингпа (1729–1798) и Джамьянг Кьенце Вангпо (1820–1892).

Церингма

охранительница учений-терма Чокгьюра Лингпы, часто изображается с четырьмя своими сестрами, восседающими на различных ездовых животных.

Цечу

монастырь, примыкающий к королевскому дворцу в Нангчене; резиденция воплощений Трулшига Адеу и Цогни.

Цурпху, монастырь

резиденция воплощений Кармапы в Центральном Тибете, находится в 65 километрах от Лхасы.

Чакрасамвара

главный йидам и тантра новых школ.

Чанг

тибетское пиво, приготовляемое главным образом из ячменя.

Чандали, Мать Долголетия

супруга Будды Амитаюса.

Чатрал Ринпоче

Сангье Дордже, выдающийся учитель нингма, живет в Палпунге, в южной части долины Катманду.

Черная Ваджра-йогини

важное божество в женском облике.

Черная Корона, ритуал

ритуал «освобождения путем видения», когда Кармапа надевает корону, которую носят только Гьялванг Кармапы.

Четыре изменения ума

размышления, изменяющие ум: о драгоценности человеческого тела, о непостоянстве, о карме и о страданиях сансары. Эти размышления — будто рыхление твердой земли и подготовка плодородной почвы, годной для посева семян просветления.

Четыре способа и шесть пределов

ключи, необходимые для открытия смысла тантр. Четыре способа: буквальный, общий, скрытый и абсолютный. Шесть пределов: воззрения условного и окончательного смысла, подразумеваемые и не подразумеваемые, буквальные и не буквальные.

Четыре уровня Дзогчена и Махамудры

четыре видения в практике Дзогчена: реальность дхарматы, возрастание переживания, вершина ригпы и исчерпание явлений. Четыре стадии практики Махамудры: одно острие, безыскусность, один вкус и немедитация.

Четырехрукий Махакала

охранитель учений.

Чжордруг

букв. «шесть соединений», одна из восьми традиций практики, соответствует системе Калачакры.

Чингху

духовный титул, на одну степень ниже титула гошир, но выше, чем ван. См. также тиши.

Чистые страны

миры будд, проявляются благодаря помыслам бодхисаттвы и в сочетании с заслугами живых существ. Согласно тантрам, миры будд — это проявление пробужденного состояния. Практик может родиться в Сукхавати, чистой стране Будды Амитабхи, что происходит в момент смерти или в бардо вследствие сочетания чистой веры, достаточных заслуг и целеустремленности.

Чод

практика отсекания эго и привязанности к своему телу. См. также Machik’s Complete Explanation: Clarifying the Meaning of Chod by Sarah Harding, Snow Lion Publications.

Чокьи Нима Ринпоче (род. в 1951)

буддийский учитель, старший из сыновей Тулку Огьена Ринпоче, настоятель монастыря Ка-Нинг Шедрублинг в Будхе, Непал.

Чуба

традиционная тибетская одежда мирян; носят и мужчины и женщины, но в разной манере.

Шакья Шри

тибетский махасиддха XIX века, принадлежал главным образом к линии другпа-кагью.

Шакьямуни

исторический Будда, считается главным учителем нашей эпохи.

Шаматха и випашьяна

покой и запредельное видение: две основные практики медитации, общие для большинства буддийских школ.

Шангпа-кагью

одна из восьми линий преемственности практик; принесена в Тибет Кюнгпо Налчжором (1002–1064).

Шантаракшита

настоятель монастыря Викрамашила. Был приглашен в Тибет царем Трисонг Деуценом и посвятил в монашеский сан первых тибетцев.

Шантидэва (685–763)

один из восьмидесяти четырех индийских махасиддх, написал знаменитую Бодхисаттвачарьяватару («Путь бодхисаттвы»).

Шестнадцать архатов

ученики Будды, давшие обет сохранять Дхарму до прихода Майтреи.

«Шесть учений Наропы»

туммо, иллюзорное тело, сновидения, ясный свет, бардо и пхова — тонкие йогические практики, которые обычно выполняют после практики йидама.

Шигаце

второй по величине тибетский город, там расположен Ташилхунпо — резиденция Панчен-лам.

Школа Шрисингхи

высшая буддийская школа в монастыре Дзогчен.

Шрисингха

главный ученик и преемник Манджушримитры в линии передачи учений Дзогчен; родился в Хотане; его учениками были четверо выдающихся учителей: Джнянасутра, Вималамитра, Падмасамбхава и тибетский переводчик Вайроцана. Благодаря трем последним канонические тексты Дзогчена попали в Тибет.

Эманация

магическое творение или необычайным образом проявленное перерождение будды или жившего ранее просветленного учителя.

Ярлунг, долина

в Центральном Тибете, к югу от Лхасы; колыбель тибетской цивилизации, с которой связана жизнь древних царей.


Подписка на новости


Огьен Тинлей Дордже

"В действительности вы и есть Будда. Возможно, не полностью действенный Будда, но…Будда, маленький Будда...Нам следует растить своего внутреннего Будду, своего маленького Будду".

Его Святейшество Кармапа XVII Огьен Тинлей Дордже


ВЗАИМОСВЯЗЬ жизнь в глобальном обществе

Новая книга Его Святейшества Кармапы посвящена пробле- мам взаимосвязанности. Его Святейшество показывает, как сильно мы можем измениться, если будем относиться к своей жизни как глубоко связанной с жизнью других людей, вместо того, чтобы видеть себя как обособленную и принципиально отдельную от других личность.



Кармапа ченно Кармапа ченно